Привет!

Этот ресурс посвящен факторингу и финансовой логистике. Здесь вы найдете ответы
на любые вопросы: зачем нужен факторинг и какие задачи он решает, как выбрать Фактора
и не ошибиться, как убедить Клиентов начать работать по факторингу, на что обратить внимание в договоре факторинга и многое другое.

А еще здесь делятся мнениями, жалуются, ругают и хвалят — те, кто уже пользуется
решениями факторинга и финансовой логистики.

Добро пожаловать!
От первого лицаНовостиПрактические советыКейсы

Платежная дисциплина в России и Европе - как рассчитывались с долгами в 2011 году

10.04.2012

На прошлой неделе агентство бизнес-аналитики Creditreform опубликовало отчет о платежной дисциплине в некоторых европейских странах в 2011 году. Аналитическая записка была подготовлена по результатам опроса экспортеров на предмет того, как быстро погашали задолженность покупатели из зарубежных стран.

Согласно исследованию в большинстве европейских стран покупатели по-прежнему допускают просрочки в оплатах. На платежную дисциплину контрагентов не жалуются только экспортеры в Скандинавию, Австрию и Швейцарию – треть компаний, экспортирующих товары в эти страны, получают оплату день в день, а у половины просрочка не превышает 10 дней. Порядка 58% экспортеров в страны Бенилюкс считают приемлемой просрочку в 30 дней со стороны покупателей в этих странах, но не более 50% бельгийских, голландских и люксембургских клиентов допускают просрочки свыше 10 дней. Покупатели из Франции, Испании, Португалии и Италии испытывают потребность в более длительной отсрочке по сравнению со своими более дисциплинированными соседями. Только каждый четвертый экспортер во Францию и каждый пятый в Испанию, Португалию и Италию получают оплату в течение месяца после отгрузки товара – почти половина респондентов заявила, что срок оплаты от, например, итальянских импортеров может превышать 60 дней.

Средний срок погашения задолженности (% респондентов)
Страна

До 30 дней, %
Более 30 дней, %
Более 60 дней, %
Австрия/Швейцария
72.3
25.6
2.2
Скандинавские страны
65.1
31.6
3.3
Бенилюкс
57.9
39.2
2.9
Россия/Украина
47.9
28.6
23.5
Польша
42.2
43.0
14.8
Страны Балтии
41.7
42.9
15.5
Чехия, Венгрия, Словакия, Словения
39.3
48.3
12.6
Турция
37.3
42.7
20.2
Великобритания и Ирландия
32.4
52.0
15.5
Румыния, Болгария, Хорватия
28.9
43.0
27.1
Франция
25.6
48.8
25.6
Италия
20.1
33.8
46.3
Испания/Португалия
20.0
50.7
29.3
Германия
16.3
78.4
5.3
Только 3 из 10 экспортеров в Румынию, Болгарию и в страны Балканского полуострова отметили, что штрафные санкции за просрочку возымели действие, и покупатели платили в срок до 30 дней, в то время как чуть менее трети поставщиков в эти страны вынуждены были ждать поступления средств за отгруженный товар больше двух месяцев.

В целом, агентство отмечает, что в то время, как импортеры из Восточной Европы, Австрии, Швейцарии, России и Турции улучшили свою платежную дисциплину в 2011 году, покупатели из Ирландии, Франции, Италии, Испании и Португалии ухудшили по сравнению со статистикой 2010 года.

ifactoring решил спросить российские компании, как у них обстояла ситуация с платежами в 2011 году. Опрос проводился в следующих федеральных округах – Центральном, Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Южном, и участникам мини-исследовании было предложено ответить на следующие вопросы

1. Можете ли вы сказать, что в 2011 году предложили своим покупателям более длительную отсрочку потому, что рассчитывали на улучшение платежной дисциплины?
2. Какой средний срок просрочки в оплатах был в 2011 году? Сократился/увеличился ли он по сравнению с 2010? Если да, то на сколько?
3. Были ли в 2011 году прецеденты неплатежей? Сократилось/увеличилось ли их количество по сравнению с 2010 годом? Если да, то на сколько?


Спрашивали мы естественно в первую очередь у представителей самых "факторабельных" отраслей – у производителей и поставщиков продуктов, бытовой химии, косметики и парфюмерии, а также у компаний, занимающихся производством и поставками строительных и отделочных материалов. И гипотеза о том, что у нас с финансовой дисциплиной обстоят дела лучше, чем в Европе подтвердилась.

Центральный федеральный округ

Строительные и отделочные материалы: увеличение отсрочки покупателям произошло не из-за ожиданий по поводу платежной дисциплины, а для увеличения объемов продаж; средний срок просрочек до 4-х недель, причем он увеличился по сравнению с 2010-м годом из-за быстрого роста объемов бизнеса; случай неоплаты были у половины опрошенных компаний, однако, суммы незначительные (50 000 - 70 000 руб.), но у многих случаются редкие длительные задержки, которые заставляют изрядно понервничать.
Бытовая химия и косметика: предложение более длительной отсрочки было связано с появлением новых клиентов, которые требовали более длительных отсрочки; средний срок просрочки сократился вдвое и составляет 4-7 календарных дней; неплатежи были, но суммы несущественные.

Северо-Западный федеральный округ


Продукты питания: большая часть респондентов отметила увеличение срока отсрочки покупателям; средний срок просрочки 7-10 дней, что существенно меньше, чем в 2010 году – у одно из респондентов просрочка в 2010 году достигала 2 месяцев; в отчие от 2010 года прецедентов неплатежей не было.
Строительные и отделочные материалы: увеличение срока отсрочки отметил только один респондент; просрочки носили скорее технический характер, в том время как в 2010 году они были регулярными и составляли от 10 до 20 дней; в 2011 году неплатежей не было, однако, "тянется" просроченная задолженность из 2010 года.

Уральский федеральный округ

Продукты питания: большая часть компаний увеличился средний срок отсрочки поставщикам; средний срок просрочки в отрасли остался прежним и находится в коридоре 14-21 день, однако, уменьшилось количество дебиторов, допускающих просрочки; у одной половины респондентов случаи неплатежей имели место, у другой неплатежей не было.
Бытовая химия и парфюмерия: срок отсрочки увеличили, при этом средний срок просрочки скоратился с почти в 3 раза (до 7 дней); непалетжи были только у крупного дистирибутора, более мелкие компании не сталкивались с длительными просрочками и не понесли убытков от неплатежей.
Строительно-отделочные материалы: все респонденты высказали мысль, что увеличили отсрочку своим клиентам, поскольку отдавали себе отчет в том, что в 2011 году платежная дисциплина будет лучше ,чем в 2010; в отношении просрочек мнения разделились – часть респондентов отметила сокращение срока (до 10-15 дней) и количества просрочек, часть отметила, что особых изменений по сравнению с 2010 годом не произошло; что касается неплатежей, то большая часть респондентов пожаловалась, что количество их осталось прежним.

Сибирский федеральный округ

Продукты питания: длительность отсрочки осталась прежней (45 дней); просрочку в оплате допускают либо очень крупные покупатели (до 30 дней), либо очень мелкие (до 10 дней)/, особых изменений в качестве платежный дисциплины нет; что касается неплатежей, то респонденты говорят, что сейчас неплатеж - это уже больше форс-мажор, нежели распространенная практика, как это было в 2009 году.
Бытовая химия и косметика: уровень доверия покупателям остался прежним, отсрочку не увеличивали; просрочек в 2011 году не было вообще, в равной степени как и прецедентов неоплат.
Строительные и отделочные материалы: средний срок отсрочки был увеличен, но не из-за ожиданий по улучшению платежной дисциплины, а для цели повышения конкурентоспособности предложения; средний срок отсрочки в отрасли 15-30 дней, особых улучшений по сравнению с 2010 год не было; неплатежи – это крайний случай, участвовавшие в исследовании компании сказали, что обычно всегда удается урегулировать задолженность в досудебном порядке.

Южный федеральная округ


Продукты питания: средняя отсрочка в отрасли составляет 20-35 дней, лишь немногие компании в 2011 году увеличили срок отсрочки своим покупателям; средний срок просрочки не превысил 5-7 дней, часть респондентов отметила существенное сокращение просрочки по сравнению с 2010 годом; в 2011 году прецедентов неплатежей не было, в предыдущем году ряд респондентов понесли убытки от неплатежей покупателей.
Бытовая химия и косметика: по сравнению с 2010 годом средний срок отсрочки увеличился до 60 дней, однако, скорее за счет возможности исключить риск неплатежа с помощью решений факторинговой компании, чем по причине роста доверия покупателям; несетевые покупатели просрочек не допускают, сети же позволяли себе платить с опозданием до 30 дней; лишь у одного из респондентов были серьезные неплатежи в 2011 году.
Строительные и отделочные материалы: большинство респондентов увеличили отсрочку своим клиентам с 15-20 дней до 45-60; у большей части респондентов средний срок просрочки не превышал 5 дней, причем участники опроса отметили, что это существенное улучшение платежной дисциплины по сравнению с 2010 годом; неплатежей за последние 2 года в отрасли не было.

***

Получается, что даже если наших южан сопоставить с европейскими южанами, которые исторически склонны допускать просрочки в оплате, Россия в любом случае получается более дисциплинированной в отношении современного исполнения обязательство перед контрагентами. Безусловно, это напрямую связано с тем, что у нас свободные рыночные отношения появились с распадом Советского Союза, и за немногим более 20 лет мы прошли те уроки, которые Европа "усваивала" многими десятилетиями – мы более консервативны при предоставлении отсрочки, и мы более щепетильно подходим к погашению задолженностей. Конечно, первое связано скорее с низким уровнем доверия после кризисов неплатежей начала 90-х годов, 1998 и 2008 годов, а второе – с тем, что если ты не платишь один раз, не платишь другой, твоей репутации приходит конец, и кредит не предоставит ни банк, ни поставщик. С другой стороны, эта наша излишняя консервативность и обязательность – большой плюс на международной торговой арене.

Согласно исследованию агентства бизнес-аналитики Creditreform экспортеры в Россию и Украину отметили в 2011 году крайне позитивные сдвиги в платежной дисциплине российских и украинских покупателей – почти у 30% респондентов просрочек в оплате со стороны наших соотечественников и соседей побывшему СССР не было вообще, а просрочки свыше 30 дней были всего у 17% экспортеров, принявших участие в исследовании. К слову, наши братья по социалистическим республикам доставали неприятности 23,3% респондентов.
  • Просмотров: 62615

Метки: неплатежи, отсрочка платежа, платежная дисциплина, просрочка, кредитный риск, риск неплатежа, риск потери ликивдности, риски

 
Подписаться

Подпишитесь, чтобы быть в курсе обновлений!

Облако меток
АФК безрегрессный факторинг Генеральный директор дебиторская задолженность дебиторы договор факторинга документооборот закупочный факторинг клиенты говорят Клиенты Говорят коммерческий директор коммерческий кредит кредитный риск лимит лимиты налогообложение факторинговых операций неплатежи оборачиваемость оборотные средства обрачиваемость отзывы отзывы о факторинге отсрочка отсрочка платежа платежеспособность покупателей платежная дисциплина платежная дисциплина покупатели покупатели пополнение оборотных средств поручительство поручительство за покупателей поставки поставщики проверка клиента просрочка просрочка платежа риск неоплаты товаров риск неплатежа риск потери ликивдности риски страхование кредитных рисков страхование риска неоплат страхование риска неоплаты судебное урегулирование дебиторской задолженности тарифы в факторинге УДЗ улучшение платежной дисциплины управление дебиторской задолженностью управление рисками факторинг Факторинг факторинг без регресса факторинговое обслуживание финансирование дебиторской задолженности финансирование закупок финансовая логистика финансовый директор ЭДО экспортные операции электронный факторинг