Привет!

Этот ресурс посвящен факторингу и финансовой логистике. Здесь вы найдете ответы
на любые вопросы: зачем нужен факторинг и какие задачи он решает, как выбрать Фактора
и не ошибиться, как убедить Клиентов начать работать по факторингу, на что обратить внимание в договоре факторинга и многое другое.

А еще здесь делятся мнениями, жалуются, ругают и хвалят — те, кто уже пользуется
решениями факторинга и финансовой логистики.

Добро пожаловать!
От первого лицаНовостиПрактические советыКейсы

Факторинг в отрасли. Строительные и отделочные материалы

04.12.2013

«Отсрочка платежа – всегда большой риск, но он многократно увеличился когда компании одна за другой сталкиваются с финансовыми трудностями. С одной стороны, мы понимали необходимость предоставления длительных отсрочек своим клиентам, с другой – нам нужны были оборотные средства. Мы искали инструмент который помог бы решить нам эти проблемы. И мы его нашли» - вспоминает кризис 2008-2009 годов Михаил Валерьевич Медведовский, заместитель генерального директора по продажам компании "Нефрит-Керамика".

Сложность №1. Покупатели
В конце 2011-начале 2012г. в пользу Факторов по всей России было удовлетворено только 15% поданных исков по взысканию задолженности. Остальные и иски отклонены или удовлетворены частично*.
Но не всем тогда так повезло. Большинство банков и факторинговых компаний перестали финансировать в первую очередь поставщиков строительных и отделочных материалов, справедливо полагая, что эти товарные категории не относятся к товарам повседневного спроса. Другой причиной стало обилие у таких компаний покупателей-застройщиков, которые находятся в «красной зоне» риск-менеджмента не только в факторинге, который ориентирован на работу с дебиторской задолженностью с оборачиваемостью не более 120 дней, но и в классическом банковском кредитовании – «стройка» по-прежнему считается непрозрачной, характеризующейся плохой платежной дисциплиной и большим количеством дефолтов. Причем независимо от макроэкономической конъюнктуры.

Сложность №2. Поставщики

Но ограничение финансирования не помешало «рынку ремонта» продолжить свой рост, который начался в далеком 1998 году с импортозамещения. Сейчас рынок переживает период активного роста и увеличивающегося интереса со стороны российских и западных игроков[1]. С выходом из кризиса 2008-2009 годов у компаний возникла потребность увеличивать объемы закупок у поставщиков, используя собственные средства, самостоятельно (и очень внимательно) работать с покупателями, количество которых неуклонно росло. С поставщиками ситуация более или менее проста: расплачиваешься за товар сразу – получаешь скидку, просишь отсрочку - покупаешь товар дороже. «Если есть возможность вносить предоплату или работать с короткой отсрочкой, работаем так. Если нужна более длительная отсрочка – берем, что, конечно, отражается на цене. Чем меньше отсрочка, тем меньше цена» - говорит Александр Илларионов, директор компании «Саратовобои». Ситуация, более чем типичная для большинства отраслей. Казалось бы, проще простого: работай с покупателями по предоплате и сам закупай по выгодной цене. Однако специфика рынка существенно усложняет ситуацию.

Сложность №3. Отсрочка

Острая необходимость в длительной отсрочке от поставщиков – одна из основных характеристик рынка строительных и отделочных материалов. Согласно статистическим данным НФК за последние 7 лет средний срок оборачиваемости дебиторской задолженности в этой отрасли увеличился с 40 до 55 дней, соответственно удлинился финансовый цикл. «Я думаю, это то, что отделяет нашу отрасль от других отраслей – у нас практически никто не работает без отсрочки платежа. Это уже не является повышением конкурентоспособности предложения, отсрочка – это норма» - признается Александр Илларионов, директор компании «Саратовобои». Посему рассчитываться с поставщиками в день отгрузки или, более того, вносить предоплату, если не невозможно, то крайне затруднительно.

Семь бед – один ответ

Отсрочку дают все, но по каким-то не очень понятным причинам даже не смотря на доступную информацию на сайте арбитражного суда о количестве и суммах исковых заявлений о взыскании дебиторской задолженности, российские компании не спешат страховать кредитные риски. А надо бы. Опасность кредитования покупателей заключается в следующем: во-первых, обычаем делового оборота на рынке является длительный срок отсрочки, во время которого финансовое положение контрагента может ухудшиться, во-вторых, часть клиентов крупных поставщиков строительных и отделочных материалов – поставщики строительных организаций, которые исторически отличаются неудовлетворительной платежной дисциплиной. Ну и в довесок – у нас в стране, к сожалению, по-прежнему нет инфраструктуры, которая позволяла бы компаниям адекватно на этапе заключения контракта проверить своего будущего покупателя.

Каждый спасается как может. И для многих компаний в этой отрасли решением стал факторинг. Сотрудничество с факторинговой компанией позволяет решить сразу несколько задач с повышенной степенью риска: от начала работы с новыми покупателям и страхования риска неоплат с уже проверенными до гарантий наличия оборотных средств для финансирования основной деятельности.

Факторинговая компания тщательно проверяет каждого покупателя своего клиента: «На данный момент мы рассматриваем возможность начала сотрудничества с новыми клиентами только при условии работы по факторингу. У Фактора есть своя система проверки, которой нет у нас, поэтому мы предпочитаем не рисковать и пользуемся ей» - Александр Илларионов, директор компании «Саратовобои». Кроме того, факторинг позволяет минимизировать вероятность возникновения кассовых разрывов, поскольку факторинговая компания готова финансировать возникающую после отгрузки дебиторскую задолженность: «Для нашей компании основным преимуществом от факторинга является наличие оборотных средств, но также при передаче Покупателя на факторинг мы дисциплинируем их – они внимательно оформляют документы, повышается уровень их ответственности». – от лица компании «ТеремДон» говорит ее бухгалтер, Екатерина Сотникова. Кстати, принимая во внимание большой объем документов, который нужно передавать Фактору, следует обратить внимание, есть ли в наличии у факторинговой компании система электронного документооборота - это существенно ускоряет процесс получения финансирования.

«В нашей компании перед факторингом стоят задачи обеспечения оборотных средств и снижения рисков неплатежа. Факторинг – это проверенный, надежный вариант работы, даже в случае возникновения каких-то конфликтов все решалось положительно, и Покупатель возвращал средства» - Елена Евгеньевна Селезнева, главный бухгалтер компании «Теплоцель». Получая средства от Фактора и закрывая риски по поставкам в адрес «одобренных» покупателей, компании, работающие на рынке строительных и отделочных материалов, высвобождают физические и материальные ресурсы для развития бизнеса, в том числе для самостоятельной работы с покупателями-застройщиками, поставки в чей адрес не берут ни банки, ни факторинговые компании по понятным причинам. Хотя бы потому, что у застройщиков финансовый цикл может составлять 3 года и более. То есть в этом случае имеет место быть нетипичная для факторинга отсрочка. «Со строителями приходится работать по предоплате, потому что они не очень надежные товарищи» - резюмирует Александр Илларионов, директор компании «Саратовобои».

Таким образом, использование факторинга значительно упрощает работу с покупателями, минимизируя возможные риски, и обеспечивает компании оборотными средствами для выгодных условий работы с поставщиками: «Наши закупки на 100% производятся у российских компаний, и факторинг, безусловно, очень помогает во взаимоотношениях с ними: с наличием необходимого объема средств мы не ограничены в действиях. Так, получая деньги сразу после отгрузки товара нашим клиентам, мы со своими поставщиками имеем возможность перейти на предоплату и даже сэкономить какие-то средства за счет получения скидки» - Александр Илларионов, директор компании «Саратовобои».

Если говорить о тенденциях потребительского рынка строительных и отделочных материалов, то очевиден рост спроса в формате специализированных супермаркетов. При этом рост рыночной доли супермаркетов происходит на фоне снижающейся доли строительных рынков. [2]
Помимо сотрудничества с застройщиками и оптовыми и мелкооптовыми компаниями пределом мечтаний для любого производителя или поставщика являются торговые сети. В городах-миллионниках все больший объем строительных и отделочных материалов реализуется через гипермаркеты DIY (от англ. do it yourself — сделай сам). Например, в Санкт-Петербурге им принадлежит уже 80% рынка.[3] Однако, сети диктуют свои условия во всем: «… им необходим подвоз до точки, необходимо держать нужный ассортимент (а мы представляем только один завод) и, конечно же, им необходим более длительный срок отсрочки. Факторинг в этом вопросе – единственный выход, поэтому мы с нетерпением ждем одобрения работы с ними» - отмечает Александр Илларионов, директор компании «Саратовобои».

Решение.

Очевидно, что использование факторинга в отрасли строительных и отделочных материалов позволяет компании планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств от Фактора по акцептованным покупателями товарно-транспортные документы по поставкам с отсрочками платежа. Это означает не только снижение возможных рисков, но и высвобождение ресурсов для работы с высокорисковыми покупателями.


*http://ras.arbitr.ru/

[1] http://www.rg.ru/2013/04/02/materiali.html


[2] http://www.rbc.ru/reviews/material/200605/9-i.shtml


[3] http://nsk.dkvartal.ru/news/kto-zavoyuet-rynok-otdelochnyx-materialov-163290124#ixzz2iX5O72XY
  • Просмотров: 36749

Метки: дебиторская задолженность, оборотные средства, отзывы о факторинге, отсрочка платежа, поручительство за покупателей, страхование риска неоплаты, финансирование дебиторской задолженности

 
Подписаться

Подпишитесь, чтобы быть в курсе обновлений!

Облако меток
безрегрессный факторинг Генеральный директор дебиторская задолженность дебиторы договор факторинга документооборот закупочный факторинг клиенты говорят Клиенты Говорят коммерческий директор коммерческий кредит кредитный риск лимит лимиты налогообложение факторинговых операций неплатежи оборачиваемость оборотные средства отзывы отзывы о факторинге отсрочка отсрочка платежа платежеспособность покупателей платежная дисциплина платежная дисциплина покупатели покупатели пополнение оборотных средств поручительство поручительство за покупателей поставки поставщики Президент проверка клиента просрочка просрочка платежа риск неоплаты товаров риск неплатежа риск потери ликивдности риски риски снижения затрат страхование кредитных рисков страхование риска неоплат страхование риска неоплаты судебное урегулирование дебиторской задолженности УДЗ улучшение платежной дисциплины управление дебиторской задолженностью управление рисками урегулирование дебиторской задолженности факторинг Факторинг факторинг без регресса факторинговое обслуживание финансирование дебиторской задолженности финансирование закупок финансовая логистика финансовый директор ЭДО экспортные операции электронный факторинг