Привет!

Этот ресурс посвящен факторингу и финансовой логистике. Здесь вы найдете ответы
на любые вопросы: зачем нужен факторинг и какие задачи он решает, как выбрать Фактора
и не ошибиться, как убедить Клиентов начать работать по факторингу, на что обратить внимание в договоре факторинга и многое другое.

А еще здесь делятся мнениями, жалуются, ругают и хвалят — те, кто уже пользуется
решениями факторинга и финансовой логистики.

Добро пожаловать!
От первого лицаНовостиПрактические советыКейсы

Отсрочка платежа – как самостоятельно проверить платежеспособность клиента?

16.02.2012

Можно ли доверять новому покупателю и сразу предоставлять ему отсрочку платежа? Как убедиться в том, что он добросовестный плательщик? Эти вопросы возникают у любого коммерсанта, принимающего решение о начале сотрудничества с новым Клиентом по отсрочке платежа. Чем быстрее будут получены ответы на подобные вопросы, тем лучше, иначе Клиент может «уплыть» к конкурентам, и вполне возможно, что это потерянные миллионы рублей выручки.

Несмотря на заманчивую перспективу увеличения прибыли компании в ходе предстоящего сотрудничества, проверка новых покупателей необходима - она позволяет минимизировать риски, связанные с неоплатой в срок отгруженного с отсрочкой товара или оказанных услуг.

Как проверить покупателя самостоятельно

У каждого, кто когда-либо сталкивался с необходимостью проверки контрагентов, имеются своя проверенная методика. В том числе и у сотрудников НФК, которые ежедневно занимаются проверкой контрагентов наших клиентов по всей стране. Секреты мы, конечно же, выдавать не имеем права, но готовы рассказать о простейших способах, которыми можно воспользоваться, не имея большого опыта в разведывательной деятельности. Итак…

1. Изучить учредительные документы (устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации, ИНН). С помощью этих данных можно получить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащую различные данные о будущем Покупателе. : фирменное наименование организации, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, организационно-правовая форма юридического лица, юридический адрес организации, место жительства индивидуального предпринимателя, сведения об учредителях и другие.

2. Проверить информацию о первых лицах компании. Не секрет, что фирмы регистрируют на утерянные или хуже того, украденные паспорта, а также паспорта умерших граждан. Чтобы избежать неприятных последствий таких подставных собственников, необходимо проверять действительность паспортных данных руководителя организации. Получить необходимые данные можно как через официальный запрос в правоохранительные органы, так и через «личные» контакты в тех же самых структурах. Второй способ, как показывает практика, используется гораздо чаще.

3. Запросить бухгалтерский баланс будущего партнера. Если Покупатель заинтересован в сотрудничестве, то вряд ли откажется его предоставить. Информация из баланса поможет Вам оценить финансовое положение компании. Ее можно поискать сайте www.gmcgks.ru, правда, только по тем юридическим лицам, которые, ранее сдавали отчетность в Росстат. Еще один источник подобной информации - специализированные базы данных, такие как СПАРК. Правда, доступ к ним можно получить только на платной основе.

4. Попросить рекомендации клиентов и конкурентов. Эта совсем простая процедура поможет определить уровень платежеспособности и добросовестности потенциального Покупателя.

5. Организовать выезд в офис Покупателя, о котором он не будет знать. Бывают случаи, когда будущий покупатель предоставляет подробный отчет о текущем состоянии дел, из которого складывается впечатление, что в компании все в порядке. В реальности картина может выглядеть совсем иначе. Естественно об этом лучше узнать с самого начала. Также, если покупатель ведет розничную торговлю, можно посетить место продаж, чтобы оценить ассортимент представленных товаров, «проходимость» торговой точки и оценить примерный объем продаж по чеку.

Пример 1 из практики НФК. При проверке одной из компаний выяснилось, что учредитель, он же генеральный директор, фактически не принимает участия в оперативном управлении предприятия. В доверительной беседе управляющий сотрудник компании рассказал о значительной доле наличного и бартерного оборота, не отраженного в бухгалтерской отчетности, раскрыл "серые" схемы ввоза товара на территорию города. Через год, при проверке одного из клиентов была выявлена отрицательная информация о работе с данной компанией с приведением телефонов именно того сотрудника, с которым проводилась встреча на складе вышеупомянутой компании.

Пример 2 из практики НФК. В отчете продавца и в информации кредитного аналитика, собранной из открытых источников, содержались только положительные сведения об успешной деятельности компании "N". Вместе с тем, результаты выезда и приложенные фотографии показали, что заявленные контрагентом современные конвейерные линии по производству продукции существуют только на бумаге, а по факту есть только полуразрушенные цеха со старыми поточными линиями. В результате было принято решение не работать с данным контрагентом.

6. Ценные сведения можно найти на просторах интернета. Так, информацию о фактах участия покупателя в судебных разбирательствах можно получить на сайте www.arbitr.ru, а информацию о факте регистрации компании - на сайте www.nalog.ru. Здесь же можно проверить наличие «дисквалифицированных» должностных лиц в штате компании, поскольку документы, подписанные такими лицами, считаются недействительными. В интернете также можно найти информацию, которой нет в официальных источниках. Правда, нужно понимать, насколько она может реально отражать надежность потенциального Клиента. К негативной информации можно отнести наличие объявлений о продаже имущества, информацию о прекращении найма работников, отзывы бывших Клиентов и сотрудников. Только не нужно слепо доверять всем виртуальным отзывам, поскольку среди них могут оказаться «липовые».

Пример 3 из практики НФК. Что касается Интернета, то содержащаяся там негативная информация в обязательном порядке собирается нашими сотрудниками и в совокупности с аналогичной информацией из других источников служит основанием для принятия решения о работе с контрагентом. Так, при подготовке заключения на компанию в интернете была обнаружена информация, о том, что ее владелец находится под следствием и в отношении него возбуждено два уголовных дела по статье "мошенничество". На основании выявленной негативной информации было принято отрицательное решение о начале работы с данным контрагентом.

Пример 4 из практики НФК. В ходе подготовки заключения на покупателя другой компании, была получена негативная информация об уголовном преследовании генерального директора компании, обвиняемого как в экономических (налоговых) преступлениях, так и в преступлениях против личности, а также о банкротстве аффилированной компании, высокая кредитная нагрузка контрагента, просроченная задолженность по заработной плате. Естественно, с таким контрагентом работать мы не стали.

Больше знаешь, крепче спишь

Чем больше вы узнаете о потенциальном покупателе, тем лучше. Это не тот случай, когда информация может оказаться лишней. На основе полученных данных после проведения тщательного анализа гораздо проще принять решение об условиях сотрудничества с учетом возможных рисков – предоставлять ли отсрочку платежа при отгрузке и предоставлять, то на какой срок. И цена ответа на эти вопросы может измеряться как заработанными, там и потерянными миллионами – все зависит от того, насколько адекватно Вы оценили Вашего будущего Клиента.

В идеале, конечно, эту работу нужно поручать профессионалам, которые обладают необходимыми знаниями, опытом и набором инструментов. Ведь создание собственной службы экономической безопасности – процедура дорогостоящая, к тому же, требующая постоянных расходов. Пожалуй, лучший вариант в данном случае – доверить проверку покупателей Фактору. Естественно, если он располагает штатом квалифицированных специалистов, ресурсами для проведения качественных проверок и возможностью осуществлять их не только в камеральных условиях, но и, так сказать, «в полях», т.е. с выездом к покупателям. Даже если новых покупателей несколько сотен и находятся они в разных частях страны.

Вот, к примеру, последняя статистика НФК. Только за прошлый год сотрудниками НФК в рамках факторингового обслуживания было установлено свыше 70 000 контактов с дебиторами в рамках плановых и внеплановых проверок, а также подготовлены заключения по 9441 покупателю. О качестве работы компании говорит хотя бы тот факт, что НФК готова не только проверять покупателей своих клиентов, но и давать за них гарантии в виде поручительства или покупки дебиторской задолженности.
  • Просмотров: 31702

Метки: дебиторская задолженность, платежеспособность покупателей, проверка клиента

 
Подписаться

Подпишитесь, чтобы быть в курсе обновлений!

Облако меток
безрегрессный факторинг Генеральный директор дебиторская задолженность дебиторы договор факторинга документооборот закупки закупочный факторинг клиенты говорят Клиенты Говорят коммерческий директор коммерческий кредит кредитный риск лимит лимиты налогообложение факторинговых операций неплатежи НФК оборачиваемость оборотные средства отзывы отзывы о факторинге отсрочка отсрочка платежа платежеспособность покупателей платежная дисциплина платежная дисциплина покупатели покупатели пополнение оборотных средств поручительство поручительство за покупателей поставки поставщики проверка клиента просрочка просрочка платежа риск неоплаты товаров риск неплатежа риск потери ликивдности риски страхование кредитных рисков страхование риска неоплат страхование риска неоплаты судебное урегулирование дебиторской задолженности УДЗ улучшение платежной дисциплины управление дебиторской задолженностью управление рисками факторинг Факторинг факторинг без регресса факторинговое обслуживание финансирование дебиторской задолженности финансирование закупок финансовая логистика финансовый директор ЭДО Экспорт экспортные операции электронный факторинг